Журнал «Родина» стал одним из самых авторитетных
и читаемых отечественных исторических изданий,
на страницах которого публикуются и ведущие историки
страны, и перспективные молодые ученые
из разных регионов России.
Представляем вам наиболее интересные статьи
из этого журнала
Российский
исторический журнал «Родина», 2009. №2
Лурье, Ф. Возвращение поденных записок:
жизнь императорской фамилии глазами камер-фурьеров/Ф. Лурье//Родина. – 2009. -
№2. – С.22 – 25.
В статье увлекательно описывается работа
камер-фурьера. В Табеле о рангах должность камер-фурьера перемещалась с 9-й до
6-й ступенек, что соответствовало воинским чинам от капитана до полковника. Он
выполнял множество распоряжений Придворной конторы. Близость к императорской
фамилии придавала камер-фурьерам вес. Присутствие на богослужениях, обедах,
прогулках, почти неотступное следование за царскими особами побудили Елизавету
Петровну поручить им ответственную обязанность – вести «поденныя записки». В
1726 году «подденыя записки» впервые названы «Камер-фурьерским журналом».
Камер-фурьер – придворный чин,
наблюдающий за парадным обедом
Российский исторический журнал «Родина», 2010. №2
Артамонова, Л.
Самая просвещенная реформа/Л. Артамонова//Родина. – 2010. - №2. – С.45 – 49.
Неотъемлемой и важной частью процесса модернизации России в XVIII столетии стала екатерининская школьная реформа, которую можно считать самой просветительской во всей истории российского «просвещенного» абсолютизма…
В Уставе
1786 года утверждались принципы всесословной бесплатной школы с совместным
обучением детей обоего пола и преподаванием на родном языке. Указанные принципы
в полной мере оказались реализованными лишь в XX веке…
Думенко, О. Понедельник, среда и пятница:
екатерининская школа в Твери и ее судьба/О. Думенко//Родина. – 2010. - №2. – С. 50 – 52
Екатерина хорошо понимала, что успех любых преобразований в значительной
мере зависит от уровня образованности. Ряд современных историков связывают
начало школьной реформы с «Учреждением о губерниях» 1775 года…
В
Твери школа была открыта в 1778 г. Социальное положение учителя в это время
было унизительным, «всякий интелегентный труд…оценивался по самой низкой
категории». К работе в школе привлекали особ духовного звания…
Второй
проблемой стало нежелание горожан учиться. Ученикам Тверской школы разрешалось
ходить в школу в понедельник, среду и пятницу вместо ежедневных посещений,
установленных Екатериной…
Российский исторический
журнал «Родина», 2010. Специальный выпуск
Иванов, А. Классики и реалисты: кому открывались двери вузов сто лет назад/И. Иванов//Родина. – 2010.- спец.вып.- С.35-38.
Привлекательность диплома государственного высшего учебного заведения заключалась в том, что он давал право на стартовый чин от XIV до X класса, а молодым людям, принадлежавшим к «мещанскому сословию и состоянию сельских обывателей» еще и на повышение их сословного статуса до «личного почетного гражданства» с перспективой выбиться в дворяне при удачливой чиновничьей карьере.
Примерно 50 процентов абитуриентов – «реалистов» не выдерживали
конкурсных испытаний. Главными конкурентами реалистов были выпускники
классических гимназий. Моральный дух последних «поддерживался сознанием
возможности в случае неудачи поступать в университет на любой факультет».
«Реалисты», не попавшие в государственные специальные институты, поглощались
общественными и частными высшими учебными заведениями или поступали в зарубежные
инженерные школы…
Ростовцев, Е. Российские мандарины: Столичнаяпрофессура, студенчество и власть в начале XX века/Е. Ростовцев//Родина.- 2010.- спец. вып. – С.47-52.
Проникновение в ряды преподавательской корпорации университета гарантировало обретение высокого социального статуса. Размер заработка университетского преподавателя зависел от многих факторов:
- его
статуса в университетской иерархии
-
популярности его лекций среди студентов
-
количества студентов на том или ином факультете
-
программы факультетского преподавания
В
большинстве российских университетов разделение преподавателей на «два сорта»
породило в начале XX века почти открытое противостояние между «старшими» и
«младшими»…
Понятие «мандарины» ввел немецкий ученый Фриц Рингер.
Это социально-культурная элита,
обладающая властью и высоким статусом